Женская чувственность по-русски
Текст: Светлана Свистунова
Казалось бы, женщины успели рассказать о себе все. В том числе и о веками скрытом, запретном мире женской чувственности, ее трагедий и торжества, желаний и разочарований. Давний спор о том, существует ли женская проза, возникший после сборников «Не помнящая зла» и «Новые амазонки» на рубеже 1980–1990‑х, давно закончился победой возмутительниц спокойствия, и главный оппонент «амазонок» той поры Павел Басинский пишет проникновенную книгу о поисках женской идентичности. «Монологи вагины» и «Абьюз» завоевали театральные подмостки, нет запретных и скрытых тем, движения тела и души зафиксированы и запротоколированы, голоса женщин звучат в эфире…
И все же. «Неужели женщины еще не все сказали?» – так составительницы сборника Светлана Василенко и Надежда Ажгихина озаглавили свое обращение к читателю, напоминая об основных вехах развития «новой женской прозы», позиционирующей себя как отдельное литературное направление с начала 1990‑х, и одновременно – о необходимости продолжения творческого поиска, который только начат. Мир телесных переживаний, обозначенный в прозе прошлых десятилетий прежде всего тематически и драматически (аборты, рождение детей, насилие, несостоявшаяся любовь), только начинает приоткрываться. И писательницы продолжают напряженный творческий поиск, расширяя границы познания мира. Именно о «расширении литературы» писала Лидия Гинзбург, имея в виду не только тематическое и стилистическое, но и жанровое «вбирание» в литературу новых форм.
«Русский женский Декамерон» – в основном это рассказы от первого лица. В числе авторов – как известные писательницы, авторы первых «женских» сборников Светлана Василенко, Нина Горланова, Елена Тарасова, так и совсем молодые. А также – журналистки, феминистки, участницы гендерных дискуссий последних десятилетий.
Опыт, описанный современными писательницами, журналистками и феминистками, – очень разный. Опыт любви, ревности, страсти, желания, унижения, познания себя и своей сексуальности. Каждый новый рассказ в сборнике открывает новую грань чувственной жизни русской женщины. Горький сарказм героини Ольги Липовской, подвергающейся изощренному насилию, из триптиха «Дорога в школу», поэтическое повествование Екатерины Барсовой‑Гриневой «Розы в шампанском», героиня которой переживает события русской революции и одновременно через драму и кровь освобождается от всех запретов. Острое чувство реальности трагического прошлого и положения женщин в ГУЛАГе, которое вдруг ощущают приехавшие описывать героическую БАМ герои Александры Свиридовой, рассказ «Пятно на фоне» или безысходность собеседниц Натальи Биттен в рассказе «Палата без номера», которые повествует о самых страшных эпизодах изнасилования, находясь в гинекологическом отделении больницы. Сгусток застарелой боли и одновременно попытка преодоления несчастья, личной беды и «зависти к пенису» – комплекса вторичности, внушенного женщине не столько Фрейдом, сколько культурой и общественным мнением. Новое осмысление реальности. И эта реальность сложнее, чем можно себе представить, в ней уживаются вместе и высокая любовь, и похоть, и смех, и слезы... А также неудержимое стремление к свету, к выходу из трагедии, к поиску лучшего. Это стремление – основополагающий художественный стержень сборника.
Светлана Василенко в рассказе «Открытие Америки или цветные русские» через почти комедийную ситуацию рытья в помойке на улицах Нью‑Йорка успевает рассказать очень многое о свойствах страсти и любви к близким.
Надежда Ажгихина в сложном построении рассказа «Натка», по сути – конспекта романа о жизни поколения конца советской эпохи, показанной через призму чувственного опыта героини, – говорит о неутолимой мечте героев – об идеальной любви, об идеальных отношениях людей, образ которых герои ищут и в Серебряном веке, и в собственных мечтах.
Тема свободы и свободы выбора – одна из основных в сборнике. В рассказе Светланы Рузлевой «Карагач меняем листья» передана трагедия туркменской девушки, которая вынуждена после школы выйти замуж, повинуясь воле родных. Но эта свобода есть у автора рассказа, которая строит свою жизнь сама… Как и героиня рассказа Марии Василенко «Талассотерапия».
Свобода выбора и преодоление чувства жертвы – эти две темы так или иначе звучат в большинстве рассказов. И, вероятно, именно это становится сегодня неким маркером жизни современной русской женщины. Без всякой зависти к пенису.
Текст: Светлана Свистунова
Источник: Независимая газета
Comments