top of page

Григорьева Лидия

Родилась на Украине, раннее детство провела на Крайнем Севере, среднюю школу закончила в Луганске, а высшее филологическое образование получила в Казанском университете. Долгие годы жила в Москве, занималась литературным трудом «на вольных хлебах». В восьмидесятых годах была автором и ведущей литературных программ «Поэтические встречи» и «Мастерская поэта» на Всесоюзном радио. С 1992 живет в Лондоне и Москве.

Первая книга стихов издана в 1978 г. Публиковалась в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Новая Юность», «День и ночь» и др.

Член Союза российских писателей,

Член Международного ПЕН-клуба и ряда других международных писательских организаций, в т.ч член Европейского общества культуры, Всемирной академии искусства и культуры и др.

Литературное творчество.

Автор двадцати поэтических книг, изданных в России и за рубежом. Она автор и ведущая многих литературных радиопрограмм на Российском радио и радио Бибиси, а также телевизионных программ и фильмов «Цветаева в Лондоне», «Гумилев в Лондоне», «Скрябин в Лондоне», «Сны Веры Павловны», «Станица Лондонская» и многих других. Также она автор литературно-философских, социально-ориентированных эссе, автор рубрик «Наш человек в Европе» («Литературная газета», Москва), «Со своей колокольни» («Лондонский курьер», Лондон), «Русский акцент» («Лондон-Инфо». Автор книги избранных эссе «Англия – страна Советов».

Ее литературно-исследовательские работы из цикла «Мужчина в женском зазеркалье» о проникновении гендерных проблем в сферу творчества были прочитаны на международных конференциях в Дели, Потсдаме, Венеции, Париже и Москве и были опубликованы на русском и английском.

В разные годы на ее поэтические публикации и книги были отклики в литературных журналах и газетах. Ее роман в стихах «Круг общения», напечатанный в журнале «Литературная учеба (№6,1986) и вскоре вышедший отдельной книгой в издательстве «Советский писатель» (М.,1988), вызвал острые дискуссии в печати. Венгерская «Литературная газета» посвятила «Круг общения» большую статью, озаглавив ее «Онегин в юбке».


Рецензии

«Пишет стихи. Сочиняет стихи. Делает стихи. Ни одно из этих типовых клише к случаю Лидии Григорьевой не применимо. Потому что ОНА – ИХ не пишет, не сочиняет, не делает, а записывает с внутреннего, в бездне внутреннего слуха звучащего голоса и голосом же ведет. Про такой ГОЛОС, ежели он певческий, говорят: и ставить не нужно – от природы поставлен. ...Как бы пронеслась она над жизнью нескольких десятилетий (в том числе и литературных), как корабль на воздушной подушке, и не коснулись ее мелочные дрязги жизни. Была в этом какая-то для меня загадка». (Алла Марченко, Послесловие к ниге Л. Григорьевой «Сумасшедший садовник», 1999)

«Это судьба – ощущать мир, как Божий сад. И постоянно слагать стихи во славу Его и его. Не повторяясь, но раскрывая для себя и возможного читателя топографию, цвета и запахи сада...» (И.Кузнецов, Лит. газета, 27.06.01)

«Сад становится мерилом и зеркалом, метафорой и сравнением всего со всем в подлунном мире...» (А.Люсый, Еx libris НГ, 05.04.01)

«Лучшие стихи книги «Воспитание сада» оставляют у читателя необычное по нашим временам эмоциональное послевкусие: целостности мира и присутствия надежды. Это, скорее, синтез, а не анализ. Из разнокалиберных забот, печалей, переживаний, радостей произрастает свой личный сад, сплетающий ветви с бескрайним, звездным...» (Ирина Знаменская, ж. «Дружба народов» №7, 2001)

«Автор замечательно развивает метафору сада и в прозаическом послесловии, нанизывая на нее увлекательные факты своей незаурядной биографии. Как пишет Григорьева, «мой маленький лоскутный мемуар – всего лишь садовая дорожка, путеводитель по перелетному, блуждающему по белу свету – саду». Гибель отца, полярного летчика, скитания с совсем еще юной матерью-вдовой по неоглядным советским просторам, райские сады детского туберкулезного санатория, черные от химикатов сугробы Казани (университет), работа в золотой кассе на Чукотке (штука посильнее Хемингуэя!), толстые журналы и вылазки в свет – в Москву, собственно Москва, и, наконец, Лондон... Необычная судьба и очень нетривиальное повествование». (Анна Шульгат, «Питерbook», №9, 2001).


«Художественные очерки Лидии Григорьевой по-хорошему образовательны: она пробуждает в нас ощущение единства мира и желание освоить всё пространство, она внушает нам глобализм в хорошем смысле слова. Её очерки и эссе проникнуты чувством юмора. Мы и у себя в Москве привыкли видеть группы путешествующих западных старичков в таком возрасте, в каком наши уже только на завалинке сидят, но лишь с юмором Лидии можно выразить это такой фразой: «Торжество геронтологии – победа благосостояния над благоразумием». Татьяна Набатникова, писатель.

«Судя по тому, как лирично, точно и образно рассказывает Лидия Григорьева о своих европейских впечатлениях, так оно и есть. Все ее эссе лаконичны и живописны и открывают нам Европу, увиденную взглядом поэта. Это не только моя точка зрения, как шеф-редактора отдела «Общество» «Литературной Газеты», публиковавшего многие из этих эссе на страницах «ЛГ». Но и – мнение читателей, откликавшихся на публикации Лидии Григорьевой. Дело в том, что как бы много не было написано о Европе, читателю всегда интересен взгляд думающего человека, улавливающего суть явления, а не только его зримый образ.»

Игорь ГАМАЮНОВ, шеф-редактор отдела «Общество» «Литературной Газеты».


Фотопоэзия

Лидия Григорьева также автор фото-проекта «Мания Моне», имевшего большой резонанс в России после персональной выставки весной 2003 года. Суть этого в проекта в следовании художественным идеям великого французского имперессиониста Клода Моне, который из 86 лет жизни 43 года живописал свой сад в Живерни. Лидия Григорьева тоже снимает только свой сад, только несрезанные цветы и только при естественном освещении, как работали французские импрессионисты «на натуре».

Лидия Григорьева проповедует эстетику экстатического любования прекрасным объектом и убеждена в важности цветотерапии, как важной составляющей изобразительного искусства, к которым относится и цветная художественная фотография. Поскольку Лидия Григорьева поэт, то ее фото-картины двуедины в своей основе и предполагают не только визуальное восприятие объекта, но и его литературное и философское осмысление. То есть, за каждым кадром стоит «текст», сюжетный ход, чаще всего выраженный в афористично-образной форме. Влиятельный российский журнал «Новое время» (№13, 2003 г.) писал об этом так: «Цветы тут оказываются образами космоса («Рождение звезды») и страстными публицистами («Слезы по генералу Гамову»). Они охвачены вполне человеческими страстями и их последствями («Слезы радости», «Ангел страсти», «Утреннее похмелье»). Словом полная цветософия, переходящая в цветогеополитику».

Следующий фотопроект «Опасная красота» представляет фото-драмы и фото-трагедии из жизни опиумного мака, растущего в лондонском саду русского поэта, эссеиста и фотохудожника Лидии Григорьевой. Мак представлен во своей своей опасной и притягательной для любителей острых ощущений – красоте. Это как бы жизнь отдельного индивидуума из опиумной семьи – от зачатия («Роковые яйца») до гибели и надежды на возрождение гибнущей души. Большую роль в этом играют названия фото-картин: композиции «Четыре Ангела» и «Танцующий дервиш». Отдельные фото-панно: «Предтеча», «Экстаз», «Болеро», «Изгнание пророка», «Последняя Любовь», «Шапка мономаха – опиум власти» (вызревающая головка опиумного мака на кроваво-красном фоне) и т. д.

Персональные фотовыставки Лидии Григорьевой: «Мания Моне» – Москва, «Улица ОГИ», март 2003 г.; «Цветомания» – Казань, Дом актеров, ноябрь 2004 г.; «Венецианские миражи» - Казанская мэрия, декабрь 2004 г.;«Венецианские миражи. Облики и лики венецианского карнавала» - Дом-музей Марины Цветаевой, Москва, 25 февраля - 25 марта 2005 г. и Венеция, остров Сан Серволо (в рамках конгресса Европейского общества культуры, март 2005 г.); «Фотопоэзия» - Пушкинский Дом, Лондон, апрель 2007 года, «Водяные знаки» - «Галерея ХХI века», Москва, 25.09 -06.10.2007

Фотоработы Лидии Григорьевой находятся в частных собраниях Лондона, Москвы, Венеции, Брюсселя. Отзывы прессы на фотовыставки Лидии Григорьевой: «Вы увидите прекрасный лондонский сад, воспитанный руками русской поэтессы», «Из Лондона в Москву русская поэтесса Лидия Григорьева привезла выставку необыкновенной красоты. Подобно великому Клоду Моне, она ловит мгновения, когда цветы в ее саду распускаются и меняют тона и краски». «Цветотерапия и эстетика любования, заложенные в основу фото-проекта «Мания Моне», это попытка выработать стиль жизни, внутри красоты, внутри садовой ограды, отделяющей нас от мира, замусоренного безобразными событиями и явлениями».«Словом, полная цветософия, переходящая в цветогеополитику». (Журналы «Новое время», «Новая модель», «Литературная газета», газеты «Время М», «Московской комсомолец», телеканал «Культура» и мн. др.)

Лидия Григорьева создала более десятка авторских телефильмов, связанных с пребыванием в Лондоне поэтов Марины Цветаевой, Николая Гумилева, композитора и пианиста Александра Скрябина и др.

В последние годы у неё вышли книги четверостищий (Стихи для чтения в метро, Стихи для чтения в смартфоне), романы в стихах : «Круг общения» , «Русская жена английского джентльмена». Книги эссе и прозы. Среди них были отмечены критикой и выдвижением на престижные премии два тома Романа в штрихах ТЕРМИТНИК и ТЕРМИТНИК 2.

По мнению рецензентов это не просто короткие микроповести, составившие «Роман в штрихах», но и заявка на новый жанр с учётом клипового мышления современного читателя.


Надежда Ажгихина_edited_edited.jpg
bottom of page