top of page

Марченко Алла

Алла Максимовна Марченко (род. 20 октября 1932, Ленинград) — российский критик и литературовед.

Окончила филологический факультет МГУ (1956), в том же году дебютировала как критик. Работала в журналах «Советский воин» (1956—1958) и «Вопросы литературы» (1960—1966), в 1991—1993 годах была одним из руководителей журнала «Согласие». Вела постоянные рубрики в журнале «Новый мир», «Литературной газете», регулярно публиковалась в других ведущих советских и российских литературных изданиях. Член Союза писателей СССР с 1973 года.

Основные труды Марченко связаны с творчеством и биографией Михаила Лермонтова (книга «С подорожной по казённой надобности», 1984), Сергея Есенина (монография «Поэтический мир Есенина», 1972 и 1989, книги «Сергей Есенин: русская душа», 2005 и «Есенин. Путь и беспутье», 2012) и Анны Ахматовой (книга «Ахматова. Жизнь», 2009).



Марченко, Алла Максимовна

Биография


Родилась в октябре 1932 в Ленинграде, точнее в полупригородном Лесном, где в знаменитом Политехническом учился мой отец Марченко Максим Сафронович. Доучиваться, точнее, переучиваться пришлось уже в Военно-Морской «Инженерке». Это заведение тоже было «знаменито», поскольку располагалось в том страшном Замке, где был задушен император Павел. Раннее детство прошло в Севастополе, по месту флотской (при подводных лодках) службы отца. В Москве проживаю постоянно, а не наездами, с осени 1940-го в связи с его переводом из Крыма в Центральное Инженерное Управление. В год Двадцатого Съезда окончила русское отделение филфака МГУ. В том же году дебютировала как критик в «Литературной газете» – рецензия на стихи Николая Заболоцкого в многострадальной «Литературной Москве». С лета того же года – младший редактор в журнале «Советский воин» (1956—1958) под началом Ивана Фотиевича Стаднюка. Первая большая статья о поэтике Есенина «Золотая словесная груда…»(1959, №1) в новорожденных «Вопросах литературы». Из нее в конце концов вырос и совписовский «Поэтический мир Есенина» (1972). В этом же журнале при Виталии Михайловиче Озерове я не только регулярно печаталась, но и долго, с 1960-го по 1968-ой еще и работала в отделе текущей критики. С тех пор, так уж складывались обстоятельства, в литредакторах надолго не задерживалась. Что в «Литгазете», что в «Новом мире». Единственное исключение – основанное Вацлавом Михальским «Согласие» (1990—1993). После «Согласия» я убежденный единоличник. Лев Аннинский, дорогой мой однокурсник, однажды даже обозвал меня кошкой, которая бегает-гуляет сама по себе. Но это – в идеале, а на самом-то деле? По-разному. Даже подробное перечисление зигзагов литературной тропы получилось бы утомительным и длинным. К тому же некоторые узловые перекрестки трудов и дней обозначены и в «Википедии». Поэтому добавляю лишь самое важное из неотмеченного. Во-первых и прежде всего это «Лермонтов: под гибельной звездой»; АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2014, Во-вторых: «Анализ стихотворения на уроке». Просвещение, 2008 и 2009. В-третьих, Амо Сагиян, «Зови, журавль», переводы с армянского. Советский писатель.1977. В-четвертых: «Такое длинное детство или Проделки Клио». Автобиографическая проза. «Юность»; №,№ 10,11,12; 1917; №№ с 1-го—8-ой. Что касается вышедшей, как и «Лермонтов», в Асте, биографии Анны Ахматовой: «Ахматова: Жизнь», 2009), то она неожиданно оказалась финалистом премии «Большая книга».

Надежда Ажгихина_edited_edited.jpg
bottom of page